Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации особую важность для успешного функционирования любого предприятия приобретает разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности. В последние годы в связи с введением санкций и уходом с российского рынка части зарубежных компаний особенно возрастает значимость оценки конкурентоспособности на отечественном рынке.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий.
Благодаря оценке конкурентоспособности открываются решения таких задач, как определение места предприятия на рынке, оценка конкурентов в данной отрасли, разработка эффективной стратегии, поиск надежных инвесторов и партнеров, привлечение капитала, стратегия выхода на новые рынки, введение новых разработок и т.д.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Вопросам изучения различных аспектов конкурентоспособности предприятия посвящено довольно много работ как российских, так и зарубежных авторов. В научной и методической литературе не представлен единый, всеми признаваемый перечень факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. Раскрывали этот вопрос в своих работах Божук С.Г., Голубков Е.П., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю., Егоров А.С. и другие исследователи.
Все вышесказанное основывает актуальность тему курсовой работы, которая заключатся в том, что в условиях конкуренции необходимо постоянно корректировать поведение хозяйствующего субъекта. Быстрая реакция на изменения внешних условий функционирования организации способствует своевременному изменению факторов успешного развития внутренней среды.
Целью курсовой работы является изучение анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия;
– провести анализ маркетинговой деятельности и ее влияния на конкурентоспособность предприятия АО СП «ЗАРЯ»;
– разработать мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия АО СП «ЗАРЯ».
Объектом исследования является АО СП «ЗАРЯ», г Волгоград
Предметом курсовой работы является конкурентоспособность
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства [3].
Такое столкновение при рыночных отношениях неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.
Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами фирмы-изготовители и фирмы услугодатели.
Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству- антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» [9, с. 56].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным.
Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии [3].
Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое - становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [3].
В Законе РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность».
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара - это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания.
Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [8].
Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [19].
Фатхутдинов Р.А. анализирует конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [17].
Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: « конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в текущий период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг» [18].
Фрагмент для ознакомления
3
Научная и Монографии, авторефераты, учебники, учебно-методические учебная литература
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
3. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
5. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2021. – 506 c.
6. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Инфра-М, 2019. – 311 с.
7. Круглое, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 2018. – 420 с.
8. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2019. - 362 с.
9. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / сост. Е.А. Якимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 211 с.
10. Мескон, М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2019 – 704 с.
11. Морозов, Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Ю.В. Морозов, В.Т. Гришина. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 448 с.
12. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2020. – 194 с.
13. Планирование предприятия : Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Ш. Кремера. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. – 344 с.
14. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2020. - 524 с.
15. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2020. – 440 с.
16. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 4-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2018. – 316 с.
17. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менеджмент. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2019. – 405 с.
18. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2021. - 528 с.
19. Шамис, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / В.А. Шамис. – Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2010. - 209 с.
Аналитические материалы
20. Асаул А. Н. Теория и практика принятия решения по выходу организации из кризиса / А.Н. Асаул, И.П. Князь, Ю.В. Коротаева.// - СПБ. : Питер, 2017 – 286 с.
21. Ахтямов Т. М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. / Т.М. Ахтямов, В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. – 2020 – № 3
22. Арчакова-Ужахова М.Б., Арчаков И.Н. Существенные аспекты представления информации о затратах на разведку и оценку полезных ископаемых в финансовой отчетности российских компаний добывающих отраслей // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 19-30. – doi: 10.18334/epp.9.1.40685.
23. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // Российский экономический барометр. – 2021. – № 3 (83). – С. 3-16.
24. Камилов, М.К. Маркетинг на предприятиях и проблемы его развития / М.К. Камилов, П.Д. Камилова, З.М. Камилова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 6. - С. 27-35.
25. Кузина, Е. Н. Россия на мировом рынке нефти / Е. Н. Кузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68482/ (дата обращения: 13.06.2022).
26. Ханило Д.А. Анализ текущего состояния и проблем функционирования предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов на современном этапе// Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62250/ (дата обращения: 25.11.2020).
Интернет-издания
27. НК «РОСНЕФТЬ» РАЗВИВАЕТ СОБСТВЕННЫЙ СЕРВИС ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН //Режим доступа https://glavteh.ru/news/башнефть-петротест/ (дата обращения: 12.06.2022)
28. «Башнефть-Петротест» отмечает 10-летний юбилей. Департамент информации и рекламы ПАО «НК «Роснефть» 14 марта 2022 г.// Режим доступа https://www.rosneft.ru/press/news/item/209663/ (дата обращения: 12.06.2022)
29. ООО "Башнефть-Петротест" использует отечественные разработки в геофизических исследованиях. Топливно-энергетический комплекс 2022
// Режим доступа https://www.tek-all.ru/news/id7063-ooo-bashneft-petrotest-ispolzuet-otechestvennie-razrabotki-v-geofizicheskih-issledovaniyah/ (дата обращения: 12.06.2022)
30. Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2021 год. Официальный сайт РОСНЕФТЬ, 2022// Режим доступа https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2021.pdf/ (дата обращения: 12.06.2022)
31. ООО "БАШНЕФТЬ-ПЕТРОТЕСТ": бухгалтерская отчетность. // Режим доступа https://www.audit-it.ru/buh_otchet/0274161458_ooo-bashneft-petrotest (дата обращения: 11.06.2022)